Статьи

Главная Новости

Насколько обеднели автомобилисты — Блог Артема Краснова

Опубликовано: 29.09.2018

Ежемесячное муссирование подорожания всего и вся в автомобильном мире приносит нам, журналистам, неплохой трафик. Так, в апреле вырос утилизационный сбор, в мае подорожали автомобили и бензин, в августе в очередной раз подорожает ОСАГО. Но вблизи многие вещи кажутся преувеличенным. Я решил взглянуть на ситуацию в более крупном масштабе и оценить, что изменилось за истекшие 10 лет, с сытых нулевых.

Изменение цен и зарплат с 2008 по 2018 год

2008 2018

Цена Lada Kalina 1.4 с кондиционером, руб.

310 000 515 000
ОСАГО, руб. 2 831 9 512
Транспортный налог, руб. 445 670
Цена 1 литра бензина АИ-92, руб. 21 42,5
Цена 1 литра пропан-бутана, руб. 8-10 19-22
Цена ГБО IV поколения (цилиндрический баллон), руб. 21 000 25 000 — 30 000
Средняя заработная плата*, руб. 17 300 (по России)

14 000 (по Челябинской области)

39 000 (по России)

23 000 (по Челябинской области)

* данные Росстата

Цена автомобилей

Прибавка в 60-100% дает устрашающие цифры. Например, Lada Kalina 1,4 с кондиционером за 10 лет подорожала с 310 до 515 тысяч рублей, 100- сильный хетч Ford Focus в такой же версии — с 462 тысяч рублей до 900 тысяч рублей, а самый доступный Peugeot 308 – с 498 тысяч рублей до 1,4 млн рублей, хотя речь о разных поколениях.

Что интересно, подорожание автомобилей было горячей темой наших новостей в конце 2008 года , когда разгорался очередной глобальный кризис. Вплоть до 2015 года оно шло плавно, но после обвала курса рубля приобрело лавинообразный характер. Например, в начале 2015 года стоимость самой доступной Lada Granta составляла 311,6 тысяч рублей, сейчас — 410 тысяч. Renault Logan Confort с кондиционером и магнитолой прибавил с 550 тысяч до 700 тысяч .

Наибольшее влияние на ценовую политику оказали растущие курсы валют и связанное с ними удорожание импортных компонентов и сырья.

ОСАГО

Обязательное страхование автогражданской ответственности появилось в России в 2003 году, и с тех пор цена полиса периодически росла. Правда, до 2014 года, скорее, неявно: базовый тариф оставался равным 1980 рублей, но прибавляли коэффициенты. Например, территориальный коэффициент для Челябинска постепенно вырос с умеренного 1,3 до максимального в России 2,1, поскольку регион попал в список убыточных.

В 2014 году Банк России открыл ящик Пандоры, впервые разрешив повысить базовый тариф. В 2015 году он подскочил примерно в два раза до 3432-4118 рублей. Жалобы страховщиков при этом не ослабли, и несмотря на все попытки провести мягкую реформу ОСАГО, единственным путем пока остается его удорожание: в конце лета тарифы будут снова скорректированы и составят от 2746 до 4942 рублей. В перспективе ценообразование ОСАГО планируют сделать свободным .

Стоимость топлива

За последние 10 лет бензин в России подорожал в два раза с 20+ рублей за литр до 40+ рублей за литр. Тема остается болезненной все эти годы: пикеты против повышения цены топлива проходили как в 2008 году , так и в 2018 .

В 2008 году резкий скачок цен сменился их падением весной 2009 года в разгар мирового кризиса, но после этого наступила «стабильность»: цена бензина стала расти на 2 рубля в год в течение последующих 10 лет. В мае 2018 года цена снова выросла скачком, прибавив 3+ рубля за месяц .

Интересно, что в 2008 году дороговизну топлива любили объяснять высокой ценой нефти на мировых рынках, которая тогда превышала 100 долларов за баррель. После ее обвала в 2014 году удорожание топлива объясняли уже… удешевлением нефти, которая лишает нефтяные компании доходов. Подорожание в мае этого года косвенно также связали с увеличением ее цены на мировых рынках — нефтяные компании предпочитают экспорт (в том числе, из-за особенной налогообложения).

Были и другие причины для подорожания топлива. Так, в 2008 году вступил в силу технический регламент «О требованиях к автомобильному топливу…» . Фактически, он установил сроки перехода России на топлива классов Евро-3, Евро-4, Евро-5, и хотя сроки постоянно сдвигались, сегодня на легальных АЗС продается топливо пятого экологического класса.

Непрерывно менялась и налоговая составляющая, например, за последние 10 лет акцизы на топливо выросли в три раза до 11 тысяч рублей за тонну (примерно до 8,5 рублей на каждый литр).

Вместе с бензином дорожал сжиженный газ пропан-бутан. Но не всегда синхронно: например, с 2008 года он прибавил с 8-10 до 19-22 рублей за литр, но из общего подорожания примерно на 10 рублей половина пришлась на май этого года.

Забавно, кстати, что в 2008 году четверть автомобилистов грозилась отказаться от автомобиля при повышении цены бензина выше 30 рублей за литр . Этой планки она достигла в начале 2013 года, но от автомобиля, судя по всему, никто не отказался.

Транспортный налог

Для маломощных машин он изменился непринципиально: скажем, для автомобилей класса Lada Kalina 1.4 ставка выросла с 6,7 до 7,7 рублей за лошадиную силу. Но резко подскочил налог для мощных автомобилей: для категории свыше 250 л.с. ставка выросла с 57 рублей в 2008 году до 150 рублей за лошадиную силу сейчас. Но для массовых автомобилей мощностью до 150 л.с. транспортный налог сегодня укладывается в сумму 3000 рублей и не играет принципиальной роли на фоне остальных расходов.

Таможенные пошлины

2008 год ознаменовался очередном витком борьбы против праворульных машин и автоимпорта вообще. Тогда таможенные пошлины были в очередной раз повышены: так, для автомобилей таможенной стоимостью 10 тысяч долларов и двигателем объемом 1,5 литра они возросли с $ 4976 до $ 5400 (при ввозе физическим лицом). Сегодня пошлины для «физиков» сохранены на том же уровне.

Но для юрлиц пошлины с тех пор снизились. Например, для описанного выше автомобиля 10 лет назад пошлина составляла $ 3000, сегодня — $ 2000. Ослабление гаек? Вовсе нет: снижение было вынужденной мерой при вступлении России в ВТО, и скомпенсировано утилизационным сбором, который весной этого года для популярных моделей был увеличен практически в два раза до 84 тысяч рублей . То есть, с лихвой перекрыл снижение пошлины на $ 1000.

Автомобильный рынок за это время преобразился. Частный импорт подержанных автомобилей практически заглох: сначала его придушили пошлинами, затем подскочили курсы валют, последний гвоздь в крышку гроба вогнала обязательная система ЭРА-ГЛОНАСС .

Зато пышным цветом расцвела сборка автомобилей на территории России: сегодня в топ-25 популярных моделей нет ни одной «полноценной иномарки». Помимо количественных рекордов есть и качественные: почти все популярные модели в России производятся в режиме полного цикла, со сваркой и окраской кузовов. Этому способствовали новые правила промсборки автомобилей, которые правительство подписало с основными игроками в 2010-2012 годах.

Импорт новых автомобилей также резко сократился: акцент сместился в пользу более дорогих и редких моделей, производство которых в России нерентабельно.

В целом, усилия правительства позволили создать в России достаточно развитый кластер автопрома, хотя вопрос о его российскости вызывает большие споры: все крупные производители легковушек принадлежат сегодня иностранным компаниям.

Зарплаты

Росли и доходы россиян: по данным «Росстата», в 2008 году средняя зарплата составляла 17,3 тысячи рублей, сегодня она приблизилась к 40 тысячам. Правда, «средние по больнице» цифры не всегда отражают полную картину, поскольку рост зарплат существенно колеблется по регионам и сферам деятельности. Кроме того, за истекшие годы существенно распухли «постоянный расходы», например, на оплату продуктовой корзины и услуг ЖКХ.

Тем не менее, рост зарплат для активной части населения во многом компенсировал удорожание автомобилей, и косвенным подтверждением этому служит относительная стабильность объема: в начале 2008 года и начале 2018 года объем рынка составлял 1,6 млн машин. Правда, в 2012 году был пик потребления, когда продажи достигли 2,9 млн автомобилей, но ряд экспертов считает такой спрос «перегретым».

Похожее

Новости

rss