Статьи

Главная Новости

Езда по трамвайным путям попутного и встречного направления: правила, штраф за выезд в 2018 году

Опубликовано: 28.08.2018

ПДД разрешают выезжать на трамвайные пути лишь в отдельных ситуациях, однако у некоторых автомобилистов возникает заблуждение, что так можно делать, даже когда трамвайные пути отделены сплошной линией от прочих элементов проезжей части. Как автомобилистам правильно взаимодействовать с трамвайными линиями, и когда разрешена езда по трамвайным путям?

Правила выезда на трамвайную колею

Рельсы трамвая имеют важное отличие от проезжей части – к ней они не принадлежат, считаясь отдельным элементом структуры дороги. Отечественные ПДД действительно разрешают колесному транспорту выезжать на трамвайные рельсы и перемещаться по таковым, но для этого требуется соблюсти некоторые условия:

можно ехать по колее трамвая в попутном направлении, когда на трассе все полосы заняты, и возможность передвигаться по ним отсутствует; движение колесного ТС не мешает перемещению трамвая; полотно дороги находится на едином уровне с укладкой рельсов; колея проложена по ходу движения, слева; отсутствует сплошная линия вдоль трамвайных путей, нет знаков направления.

Также разрешены действия:

поворот налево с линии трамвайных рельсов; разворот.

Их предписывается производить, если над дорогой не установлены знаки определения направления движения по одной или нескольким полосам трассы (знаки 5.15.1 и 5.15.2):

В подобной ситуации (когда их нет) поворачивать и разворачиваться следует с попутной колеи. Если же знаки есть, выезд на нее запрещается.

Допустимая траектория поворота со знаками:

Правилами категорически запрещен выезд на трамвайные пути попутного направления через сплошную. Такое действие квалифицируется как нарушение административного характера и подлежит наказанию в виде штрафа, хотя инспектор ГИБДД вправе вынести и предупреждение. Штраф за пересечение сплошной составляет 500-1500 р.

Выезд на встречную колею также запрещен, допускается лишь ее пересечение для поворота или совершения разворота. Но из правил есть исключения, когда можно ехать, игнорируя сплошную, или по встречной колее:

если на дорожном полотне ведутся ремонтные работы, и сотрудники ГИБДД направляют поток транспортных средств в объезд, в том числе и по трамвайной «встречке»; при ДТП, когда полиция также направляет автомобили в объезд; если водитель везет в больницу человека для оказания экстренной помощи, и нет других способов проезда.

В последнем случае необходимость нарушения правил придется доказывать в судебном порядке, хотя даже при положительном решении оплатить штраф все же придется.

Движение по колее трамвая справа запрещается всегда, кроме ее пересечения (с соблюдением норм ПДД) и для поворота.

Разворот через трамвайные пути

Ранее говорилось, что Правила предписывают делать разворот транспортного средства с трамвайных путей при отсутствии над полосами трассы установленных знаков направлений движения, рельсы не отделены сплошной разметкой, соблюдены прочие требования безопасного разворота. При отсутствии знаков автомобилист, желающий развернуться, обязан съехать на крайнюю левую полосу, каковой и будут попутные рельсы. Несоблюдение этого требования ведет к наложению штрафных санкций.

Разворот разрешен:

Разворот запрещен:

Езда по рельсам запрещена, можно лишь перестроиться на попутные, затем пересечь «встречную» колею и завершить маневр.

Обгон уличного поезда

На городских дорогах с активным трамвайным движением можно наблюдать ситуацию, когда машина движется по рельсам, догоняя в некоторый момент трамвай. Естественное желание водителя – обогнать препятствие. Но для этого придется выезжать на встречную колею, что ПДД категорически запрещено. Обгон трамвая по встречным путям – правонарушение административное, штраф за обгон составит 5000 р. , альтернативное наказание – лишение водительских прав.

Аналогичным образом карается и попытка объезда препятствия по «встречке» трамвая. Не запрещается, однако, совершить опережение ТС, группы (автопоезда) по колее в попутном направлении, без создания помех составам.

Проезд перекрестка

В присутствии на дороге знаков направлений 5.15.1/5.15.2 и движение машин прямо, левые повороты с маневрами разворота на перекрестках осуществляются только с полос для перемещения безрельсового транспорта. В прочих ситуациях правила проезда перекрестков с трамвайными путями предусматривают при маневрах поворота налево/разворота перестроение на рельсы и продолжение маневра с них. Правые повороты – исключение, их всегда совершают с крайней правой полосы, но не с рельсов.

При этом следует убедиться в безопасности движения, а также помнить о преимуществе трамвая: сначала пропускают его, потом совершают маневр. Исключением являются случаи, когда трамвай едет на дополнительную зеленую стрелку, а колесное ТС – на основной зеленый свет. На практике, однако, водитель авто редко может увидеть, горела ли для трамвая дополнительная стрелка, поэтому желательно всегда пропускать состав. Есть еще исключения:

нерегулируемый перекресток неравнозначных дорог – если трамвай едет по второстепенной, а безрельсовый автомобиль по главной, трамвай уступает; делает он это, выезжая из депо.

Двигаться прямо по рельсам на перекрестке разрешается при отсутствии знаков направления движения и занятости других полос, не делая помех трамваям. Допускается и пересекать трамвайную линию, двигаясь прямо на перекрестке.

Штрафы за нарушение правил пересечения трамвайных путей

Законодательством для водителей предусмотрена система штрафных санкций за нарушение правил взаимодействия с трамвайными путями.

Нарушение Штраф
Штраф за езду по трамвайным путям, ограниченным сплошной линией. От 500 до 1500 р., возможно предупреждение.
Выезд на попутную колею под запрещающие знаки направления. 500 р. в Санкт-Петербурге, Москве – 3000 р.
Выезд на трамвайные пути встречного направления. Штраф 5000 р., альтернатива за движение по встречным трамвайным путям – лишение гражданина прав до полугода.
Выезд на встречные рельсы в связи с необходимостью объехать возникшую преграду. Штраф за выезд на встречку в пределах 1000-1500 р. При этом дорожная пробка как препятствие не квалифицируется.
Остановка ТС на путях. Грубое нарушение ПДД, по нему положен штраф 1500 р., а в городах федерального уровня – 3000 р.
Разрешенное движение на попутной колее, создающее помеху составам. Штраф 500 р.

При этом выезд авто на встречные рельсы расценивается как движение по полосе для встречных машин, а не именно как по трамвайной линии, и применяются соответствующие меры наказания.

Совершенное повторно нарушение карается лишением удостоверения водителя на один год. Если его зафиксировала автоматическая камера, выписывается штраф в размере 5000 р.

ДТП с трамваем

Если проезд по трамвайным путям привел к ДТП с участием трамвая, виновным, как правило, становится водитель, не уступивший дорогу рельсовому ТС, создавший ему помеху и нарушивший правила. Вины его не будет в случаях:

когда состав не уступил, покидая депо; если трамвай двигался с нарушением ПДД.

Виновник ДТП несет ответственность не только за саму аварию, но и возникший из-за нее простой подвижного состава, за что депо вправе взыскать неустойку . Поэтому если авария все же случилась, желательно скорее освободить линию, предварительно зафиксировав схему произошедшего ДТП, собрав показания очевидцев, заверив схему подписями и сфотографировав детали места аварии. Эти сведения потом передаются в ГИБДД на составление документов о ДТП.

Новости

rss