Статьи

Главная Новости

САМОДЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 7. ЭЛЕКТРОБЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ : Carlines.ru

Опубликовано: 03.09.2018

видео САМОДЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 7. ЭЛЕКТРОБЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ : Carlines.ru

Самодельный танк с ардуино мотор-редукторами.

7-1. СОЕДИНЕНИЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ С МЕХАНИЗМАМИ



Описанные выше электродвигатели применяются в различных электробытовых приборах. Все механизмы можно разделить на скоростные, у которых частота вращения такая же, как и у самого электродвигателя, и тихоходные, которые вращаются со значительно меньшей частотой. Для этого между электродвигателем и механизмом включается так называемый редуктор, понижающий число оборотов. Из механики известно, что при уменьшении частоты вращения увеличивается сила. Поэтому вращающий момент после редуктора повышается. При большом отношении частот вращения электродвигателя и приводного механизма редуктор выполняется из зубчатых шестерен. При небольшом отношении частот вместо зубчатого редуктора можно применять передачи или фрикционного типа с резиновыми шкивами, или при помощи гибкой связи шкивов различных диаметров, которая осуществляется через шнуры, резиновые кольца или витые пружины из проволоки. Для самостоятельного изготовления наиболее простыми являются передачи с гибкой связью или фрикционные. 

Для изготовления фрикционной передачи на конец вала электродвигателя (рис. 7-1) надо надеть шкивок 2. Его можно вырезать из толстой листовой резины и зажать между двумя металлическими шайбами. От сдвигов вдоль вала и от проворачивания его предохраняет втулочка с винтом, упирающимся в шейку вала электродвигателя. Если имеется толстое резиновое кольцо 3 круглого сечения, то можно надеть его на металлический шкив, в котором выточена канавка с радиусом, равным радиусу резинового кольца. Шкивок электродвигателя прижимают к ободу шкива 4 приводного механизма. Отношение радиуса ведущего шкива к радиусу ведомого шкива называется передаточным отношением фрикционной передачи. Это отношение показывает, во сколько раз приводной шкив передачи вращается медленнее вала электродвигателя.


Самодельный электродвигатель в домашних условиях

Если шкивок электродвигателя прижимается к цилиндрической поверхности приводного шкива, то передаточное отношение остается постоянным. Если же требуются разные частоты вращения приводного механизма, то шкивок электродвигателя делают ступенчатым разных диаметров.


How to Make Powerful Mini V6 Motor for Toys

Такие передачи применяют в электропроигрывателях (рис. 7-7). Но иногда требуется плавное изменение частоты вращения приводного механизма. В этих случаях шкивок электродвигателя прижимают к плоской поверхности диска приводного механизма (рис. 7-1,г). Тогда передаточное отношение можно регулировать, передвигая шкивок электродвигателя вдоль радиуса диска.

На всех грузоподъемных механизмах применяют электролебедки, представляющие собой электродвигатель с пристроенным к нему редуктором. Для настоящих кранов редуктор выполняют из зубчатых шестерен, для привода моделей и игрушек применяют передачу с гибкой связью.

На рис. 7-2 показана конструкция электролебедки, которая объединена с электродвигателем. Она состоит из двух боковин 1, которые можно взять из деталей «механического конструктора». впрочем их нетрудно сделать и самому из листовой стали толщиной от 0,6 до 1 мм. В четыре отверстия проходят шпильки 2, скрепляющие статор электродвигателя. Боковины служат также для закрепления подшипников электродвигателя, состоящих из латунных или бронзовых втулочек 3, для которых в боковинах просверлены отверстия. Если это коллекторный электродвигатель, то его надо сделать с торцевым коллектором (рис. 5-8). Тогда щеткодержатели могут быть укреплены в отверстиях тех же боковин и изолированы от них изоляционными втулочками. Кроме этих отверстий в боковинах просверлено еще много равномерно расположенных отверстий 4, которые служат для осей шкивов передачи и для крепления к лебедке других деталей модели.

Шкивы 6 должны иметь желобок для гибкой связи. Такие шкивы имеются в наборах «механического конструктора». Их можно сделать и самому, из двух кружочков с отогнутыми в разные стороны краями. Для насадки на ось шкив имеет втулочку со стопорным винтом, упирающимся концом в ось. На оси между боковинами укрепляется барабан 7, на который при вращении будет наматываться нить, поднимающая груз. Шурупами, проходящими через отверстия 5 в нижней полке боковины, вся лебедка крепится к деревянному основанию. Для полного совпадения отверстий в обеих боковинах надо при изготовлении сложить их вместе и сверлить оба отверстия совместно.

Отверстия для осей шкивов должна быть на 0,1 мм больше диаметра оси. В таких отверстиях оси шкивов могут вращаться без латунных втулочек. Надо только смазать шейки осей каплей машинного масла. Отверстия для шпилек, крепящих статор, должны быть на 0,5 мм больше диаметра шпилек. Это нужно для того, чтобы, передвигая статор, можно было регулировать равномерность воздушного зазора между ротором и статором.

Общее передаточное отношение передачи равно произведению передаточных отношений, отдельных ступеней. Его можно определить по формуле:

где R1 и R2— радиусы ведомых шкивов, r1 и r2 — радиусы ведущих шкивов.

Например, если ведомые шкивы имеют радиусы 3 см, а ведущие 1 см, то передаточное отношение передачи будет 1/9. Это значит, что шкив 6 будет вращаться в 9 раз медленнее, чем ротор электродвигателя. Во столько же раз возрастет вращающий момент. Теперь электродвигатель стал сильным и может поднимать предметы больше своей массы.

7-2. ДВИЖУЩИЕСЯ МОДЕЛИ

Изготовив лебедку, можно применить ее для приведения в движение различных моделей. Самой простой из них является модель подъемного крана (рис. 7-3). Для этого надо привинтить к лебедке ферму крана, составленную из деталей «механического конструктора». Чтобы не делать большой и сложной фермы, можно кран поместить на краю стола. Лебедка прикрепляется к деревянному кругу 1, который может поворачиваться относительно бруска 2, представляющего собой основание крана. Поворот крана можно сделать ручным при помощи гибкой связи 3 между кругом и шкивом 4, приводимым во вращение рукояткой 5. Но еще интересней сделать привод поворота крана от другого электродвигателя. Тогда можно всеми движениями крана управлять на расстоянии, не прикасаясь к нему руками. Основание каркаса следует прикреплять к столу струбциной, иначе при подъеме груза кран может опрокинуться. Струбцину можно заменить тяжелым предметом, положенным на основание крана, который будет служить противовесом.

Управлять электродвигателем можно при помощи реверсора, у которого должно быть три положения: вверх, стой и вниз. При работе крана наибольшее усилие от электродвигателя требуется при пуске, когда поднимаемому грузу надо сообщить ускорение.

Поэтому нужен электродвигатель с большим пусковым моментом. В качестве такого электродвигателя может быть применен коллекторный или однофазный асинхронный с массивным ротором. Ввиду того, что подводка к электродвигателю производится по гибким шнурам с легкой изоляцией, питание электродвигателя надо осуществить через понижающий трансформатор при напряжении 12 В.

Наиболее простой моделью электрического подвижного состава является модель троллейбуса (рис. 7-4), так как она не связана с рельсами, изготовление которых представляет большие трудности.

В качестве простейшего движущего механизма можно использовать ту же лебедку. К нижним полкам боковин надо привернуть четыре угольника с отверстиями и пропустить через них оси колес. Одну из осей при помощи шкивов и гибкой связи надо соединить с барабаном лебедки. На лебедку надевают кузов троллейбуса. Питающие провода 1 из голой медной проволоки натягиваются между двумя изоляционными планками 2, укрепленными на стойках 3 из толстой железной проволоки. Стойки крепятся к краям стола при помощи струбцины 4. Электрический ток напряжением не выше 12 В подводится к проводам от трансформатора 5.

Передача тока к электродвигателю производится через две штанги 6 из толстой медной проволоки, шарнирно закрепленные на поперечине из изоляционного материала, которая опирается на боковины лебедки. От штанг к зажимам электродвигателя ток поступает по гибким изолированным проводам. Пуск и остановка троллейбуса производятся включением и выключением электрического тока выключателем в цепи вторичной обмотки трансформатора.

7-3. ШВЕЙНАЯ МАШИНА

Всякую ручную швейную машину можно переделать на электрическую. Для передачи вращения от электродвигателя к маховику швейной машины при шитье легких тканей применяют фрикционную передачу (рис. 7-5). Для более тяжелых условий работы применяют соединение при помощи специального ремня трапецеидального сечения желобчатого шкива электродвигателя со шкивом швейной машины, помещающимся снаружи маховика.

Для вращения швейной машины нужен электродвигатель мощностью около 15 Вт с питанием от сети напряжением 127 или 220 В.

Чтобы он быстро разгонял машину, требуется коллекторный электродвигатель. Для установки его на ручной машине отвертывают винт, крепящий ручную передачу к корпусу машины, электродвигатель прикрепляют к угольнику 1 из листового железа толщиной 1,5—2 мм. В угольнике просверливают отверстие для крепления его к корпусу машины винтом 2. На конце угольника нарезают отверстие и ввертывают в него винт 3. Подвертывая винт отверткой, можно регулировать нажатие шкива электродвигателя 4 на обод маховика машины.

Чтобы швейная машина не рвала нитку, электродвигатель должен пускаться плавно, что можно сделать, постепенно увеличивая подводимое к электродвигателю напряжение при помощи реостата. Реостат представляет собой фарфоровую трубку 1 (рис. 7-6) с намотанной на него проволокой из спирали для электрической плитки. По спирали должен передвигаться ползунок 2 из твердой латуни или бронзы. Реостат включен последовательно с электродвигателем. При пуске электродвигателя вся спираль включена. По мере передвижения ползунка длина включенной спирали уменьшается, напряжение, подводимое к электродвигателю, увеличивается, и он повышает частоту вращения.

Для управления реостатом надо пристроить ножную педаль 3 с пружиной 4.

Под действием пружины реостат выключается, а при нажатии ноги на педаль включается и постепенно увеличивает напряжение на двигателе. Нельзя забывать, что спираль реостата при работе нагревается, особенно когда машина работает на малых оборотах с постоянно включенным реостатом. Поэтому для предохранения от ожогов ноги, от загорания платья и от поражения электрическим током его надо закрыть кожухом из листового железа. В кожухе должны быть сделаны отверстия для охлаждения спирали. Электродвигатель для швейной машины заводского изготовления показан на рис. 2-10.

7-4. ЭЛЕКТРОФОН

Примером фрикционной передачи является привод электрофона. Диск электрофона должен иметь три частоты вращения: 33, 45 и 78 об/мин, поэтому в нем применена трехскоростная передача от электродвигателя к диску при помощи шкива с тремя ступенями.

На рис. 7-7 представлена кинематическая схема привода электрофона. На валу электродвигателя 1 укреплена ступенчатая насадка 2, к одной из ступеней которой пружиной 5 прижат ролик 3 с резиновым ободом. Ось ролика вращается в подшипнике пластины 4.

Один конец пружины неподвижно закреплен в футляре электрофона, а другой конец зацеплен за шкворень 6, жестко соединенный с пластиной 4. Под действием пружины пластина 4 поворачивается вокруг оси, ролик 3 прижимается к диску 7 электрофона и к одной из ступеней насадки 2.

В положении, показанном на рис. 7-7, диск вращается с частотой 33 об/мин, так как фрикционная передача имеет самое большое Передаточное отношение. Для перевода диска на другие частоты вращения служит реечный механизм переключения. Он состоит из ручки переключения скоростей 8, рейки 9 и фиксатора 10. При повороте ручки 8 рейке 9 через рычаги сообщается поступательное движение. На рейке имеется изгиб, который охватывается двумя штифтами, запрессованными в шкворне 6. В месте изгиба на рейке вырезаны два зуба и три впадины.

При перемещении рейки шкворень 6 передвигается по ее поверхности. Когда шкворень стоит на зубе рейки, ролик 3 отходит от ступенчатой насадки на валу электродвигателя. В это время благодаря изгибу рейки он опускает пластину 4 и ролик 3 устанавливается против средней ступени насадки. Когда шкворень 6 встанет против впадины рейки, эта ступень насадки прижмется к ролику 3 и диск будет теперь вращаться с частотой 45 об/мин. Аналогично переключается третья скорость диска.

Поступательные перемещения рейки фиксируются шариковым фиксатором с пружиной 10. Когда электрофон находится в нерабочем состоянии, рекомендуется рейку оставлять в промежуточном между двумя рабочими положения, т. е. когда шкворень стоит против зуба. При этом отсутствует давление пружины 5 на резиновый обод ролика 3 и он не деформируется.

Для привода электрофона применяют конденсаторный электродвигатель напряжением 127 В, с частотой вращения (синхронной) 3 000 об/мии. При напряжении сети 220 В переставляют вставку под диском. Электродвигатель имеет упрощенную конструкцию (рис. 7-8). Вместо распределенных по окружности статора пазов в нем применены листы статора 1 квадратной формы с четырьмя полюсными сердечниками. На них надеты четыре катушки 4, намотанные из медного эмалированного провода на пластмассовые каркасы. Две катушки, соединенные последовательно, подключены к сети переменного тока. Две другие катушки соединены последовательно с конденсатором и также подключены к сети переменного тока.

В расточку полюсных сердечников запрессована стальная гильза 2, которая образует полюсные наконечники. Листы статора скрепляются развальцованными втулками 5, сквозь отверстия которых проходят винты 7. Эти винты прижимают к торцу статора скобы 6, в которых смонтированы подшипники скольжения со сферической наружной поверхностью. Под головку одного из винтов зажата скоба 9, крепящая выводы обмотки статора. Листы ротора 3 круглой формы с 15 пазами по окружности. Ротор залит алюминиевым сплавом вместе с замыкающими кольцами и напрессован на вал 8.

7-5. НАСТОЛЬНЫЙ ВЕНТИЛЯТОР

Самым простым электроприбором без всяких механических передач является настольный вентилятор. Настольный вентилятор является типичным механизмом для применения в нем асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым витком на полюсе. Этот электродвигатель не имеет скользящих контактов и не создает радиопомех. Для разгона крыльчатки вентилятора нужен ничтожный вращающий момент, так как время разгона здесь не ограничено. Так как воздушный поток, создаваемый вентилятором, растет с увеличением скорости вращения, нет смысла соединять его с электродвигателем через понижающую скорость передачу. Поэтому крыльчатку вентилятора надевают непосредственно на конец вала электродвигателя.

Сделать вентилятор очень просто. Для этого к электродвигателю, показанному на рис. 3-5, надо пристроить подставку 1, закрыть его защитным кожухом 3 и насадить на конец вала крыльчатку (рис. 7-9). Для направления воздушного потока выше или ниже соединение электродвигателя с подставкой выполняют в виде шарнира 2. Кожух электродвигателя можно согнуть из жести. В передней и задней стенках кожуха надо прорезать отверстия. Через них крыльчатка вентилятора будет прогонять воздух и охлаждать электродвигатель.

Электродвигатель питается от сети переменного тока напряжением 127 или 220 В. Ввиду того, что настольные вентиляторы предназначены для длительной работы, они должны иметь оптимальные параметры. Поэтому в настольных вентиляторах не применяются какие-либо переключения на различные напряжения источника питания и вентиляторы выпускаются на 127 и 220 В с различными обмоточными данными электродвигателей.

Крыльчатку вентилятора легче всего вырезать из жести (рис. 7-10). Но металлические крыльчатки необходимо защищать решеткой во избежание нанесения повреждений при неосторожном прикосновении к быстровращающейся крыльчатке. Поэтому современные вентиляторы выпускают с мягкими лопатками, спрессованными из резины. В самодельных вентиляторах в колпачке 2 пробивают косые прорези и вставляют в них вырезанные из листовой резины лопасти 3. Для того чтобы крыльчатка вращалась спокойно, надо ее после изготовления сбалансировать.

Форма изгиба лопаток крыльчатки 1 показана на рис. 7-10. Не следует давать слишком большого наклона лопастям, так как это создает большую нагрузку на электродвигатель: он снизит частоту вращения и количество прогоняемого им воздуха уменьшится.

7-6. КОФЕМОЛКА

Всем известно, что кофе даже при кратковременном хранении в размолотом виде теряет свои ароматические свойства. Поэтому желательно размол кофейных зерен производить непосредственно перед заваркой.

В ручных мельницах размолка кофейных зерен производится между неподвижной зубчатой втулкой и вращающимся зубчатым коническим барабаном. Всем вам, вероятно, приходилось крутить ручку такой мельницы. Работает она медленно и требует большого усилия.

На рис. 7-11 показано устройство электрической кофемолки КМ-2 московского завода «Памяти революции 1905 года».

Она построена на совершенно другом принципе. Здесь зерна кофе не перемалываются между зубчатыми барабанами, а дробятся ножом 4, представляющим собой узкую стальную пластинку, которая средней частью надета на вал электродвигателя 6, а концы ее загнуты в разные стороны. Конечно, чтобы дробить зерна на лету, нужны огромная частота вращения ножа (выше 10 000 об/мин) и достаточная мощность электродвигателя. Поэтому в кофемолке применен коллекторный однофазный электродвигатель мощностью 100 Вт, питающийся от сети переменного тока.

Устроена кофемолка очень просто, В пластмассовый корпус 2 вставлена металлическая чашка 3. В чашку засыпают порцию зерен и закрывают пластмассовой крышкой 1. Крышку нельзя открывать во время работы кофемолки. Электродвигатель 6 зажат между двумя резиновыми амортизаторами 5 и 7. Корпус опирается на четыре резиновые ножки 8. Под двумя ножками помещают головки двух винтов, концы которых ввернуты в лапки чашки 3. Продолжительность размола порции зерен около 20 с. Кофемолка может быть использована для получения сахарной пудры, размола перца, соли и других сухих продуктов. Тонкость помола зависит от продолжительности работы кофемолки.

7-7. МИКСЕР

Верным помощником на кухне является миксер. Он значительно сокращает время и облегчает труд, когда нужно сбить крем, гоголь-моголь, приготовить коктейль или овощное пюре, размешать тесто и т.д. Тот, кому приходилось приготовлять эти блюда вручную, несомненно оценит этого электрического помощника.

На рис. 7-12 показана конструкция комбинированного миксера. Он имеет два выхода — быстроходный и тихоходный. Каждый выход имеет две частоты вращения. У быстроходного выхода частота вращения 16 000/12 000 об/мин, а у тихоходного 700/500 об/мин.

Присоединение рабочих инструментов к быстроходной ступени осуществляется через шестигранник 7, укрепленный на конце вала электродвигателя, тихоходный выход соединен с электродвигателем через червячный редуктор 6, который состоит из червяка, нарезанного непосредственно на валу ротора 3, и двух шестерен, сидящих на пустотелых валах 8, в которые вставляют рабочие инструменты.

Рабочие инструменты приводятся во вращение двухскоростным коллекторным электродвигателем мощностью 150 Вт. Включение и переключение скоростей производится переключателем 1, имеющим три положения, обозначенных цифрами I, II и 0. Переключатель смонтирован на ручке 4 пластмассового корпуса 2, состоящего из двух половин, стянутых винтами. На стенках корпуса имеются гнезда, в которые вложены резиновые амортизаторы для эластичного соединения электродвигателя с корпусом миксера.

Миксеры выпускаются для двух напряжений сети 220 и 127 В.

Статор электродвигателя П-образной формы подобен статору, изображенному на рис. 2-7, с той лишь разницей, что вместо одной катушки у двигателя имеются две катушки, надетые на боковые стержни сердечника после его спрессовки. Для охлаждения электродвигателя на конец вала надета крыльчатка 5. Для снижения радиопомех имеется конденсатор.

Для самостоятельного изготовления такой миксер, конечно, слишком сложен, главным образом из-за наличия в нем червячного редуктора. Поэтому делать миксер следует только с одной скоростной прямой передачей от электродвигателя, вращающегося с частотой около 10 000 об/мин. При этой частоте вращения можно производить наиболее трудоемкие процессы, как, например, приготовление коктейля или сбивание крема. Что касается тихоходного привода, используемого для приготовления овощного пюре или размешивания теста, то в этих процессах эффект от применения миксера менее ощутителен.

7-8. ШАШЛЫЧНИЦА С ВЕРТИКАЛЬНЫМИ ВРАЩАЮЩИМИСЯ ШАМПУРАМИ

Шашлыки являются очень распространенным и вкусным блюдом, но приготовление их в квартирных условиях встречает много трудностей. При горизонтальном расположении шампуров, на которые надеты кусочки мяса, капли жира, неизбежно попадающие на нагревательные элементы, вызывают сильную гарь в комнате.

Поворачивание шампуров вручную для равномерного прожаривания мяса также является скучным занятием.

Описанная здесь конструкция вертикальной шашлычницы с вращающимися шампурами от электродвигателя избавляет от всех этих неприятностей и обеспечивает равномерное прожаривание мяса. Одновременно на шести шампурах за 20 мин можно приготовить около 1 кг шашлыка. Ввиду того, что в продаже таких шашлычниц нет, здесь, приводятся подробное описание и рабочие чертежи одной из таких шашлычниц, проверенной на практике и давшей хорошие результаты. Комплект чертежей состоит из общего вида (рис. 7-13), чертежей деталей (рис. 7-14) и сборок составных частей (рис. 7-15). На всех рисунках одинаковые детали обозначены одними и теми же цифрами.

Общий вид шашлычницы показан на рис. 7-13, Она состоит из трех плат 1, 2 я 3. Платы 2 и 3 скреплены тремя стойками 19, а между платами 1 и 2 ввинчены распорки 18 с нарезанными концами. С нижней стороны в эти распорки ввинчены три ножки 20. На плате 2 установлены шесть чашек 4 для стекания жира. Они состоят из нескольких деталей, сборка которых показана на рис. 7-15. В прорези вилок 6 вставлены нижние концы шампуров 16, верхние концы которых вставлены в отверстия платы 3. Шампуры скреплены с текстолитовыми ручками 17. Для выемки шампуров надо их слегка приподнять, повернуть ребром к прорези в плате 3 и вынуть из гнезда.

Для равномерного прожаривания кусочков мяса шампуры должны медленно вращаться со скоростью 2 об/мин. Для привода шампуров следует использовать готовые электродвигатели 21 с встроенным редуктором типа ДСД-2 при напряжении сети 220 В или типа ДСД2-П1 при напряжении сети 127 В. Сделать такие электродвигатели самостоятельно было бы очень трудно, тем более что готовый электродвигатель можно приобрести в магазине.

Одновременное вращение всех шампуров осуществляется при помощи шести шестерен 5. Одна из шестерен надета на вал редуктора. При установке электродвигателя на плату 1 необходимо снять планку, прижимающую редуктор к ярму электродвигателя, стяжные винты пропустить через отверстие диаметром 5,5 мм головками внутрь, а на свободных концах винтов вновь собрать электродвигатель. Лишнюю длину вала электродвигателя надо срезать, чтобы все шестерни были установлены на одном уровне.

Далее на валу электродвигателя сквозь гайку и втулку надо просверлить отверстие и нарезать резьбу М2. Винтом М2Х6 шестерня стопорится на валу электродвигателя, как показано на рис. 7-15. Сборка остальных пяти шестерен показана на этом же чертеже. При включении электродвигателя все шесть шампуров будут вращаться с частотой 2 об/мин.

В центре шашлычницы расположен нагревательный элемент. Он состоит из нихромовой проволоки, намотанной на фарфоровый изолятор 7 с винтовой канавкой. Если нет возможности достать такой изолятор, то можно использовать гладкую керамическую трубку, а нихромовую проволоку предварительно свивают в спираль с внутренним диаметром 5—6 мм. Спираль наматывают на керамическую Трубку, прокладывая между витками спирали асбестовый шнур. В качестве изолятора можно использовать также асбестовую трубку или корпус керамического сопротивления типа ПЭВ подходящего диаметра. В зависимости от размеров изолятора соответственно изменятся размеры армирующих деталей, сборка которых показана на рис. 7-15. Для крепления изолятора между платами 2 и 3 служат втулки 11 и 12. На дно втулки 12 вкладывают асбестовый кружок. Между изолятором и стенками втулок, а также на дно втулки 11 прокладывают асбестовый шнур.

Мощность нагревательного элемента около 1,7 кВт. При напряжении сети 220 В наматывают 10 м нихромовой проволоки диаметром 0,7 мм. Концы нихромовой проволоки через отверстия в изоляторе пропускают внутрь трубки и на них надевают керамические бусы, чтобы избежать замыкания между выводными концами.

Набор бус должен доходить до клемм колодки.

При напряжении сети 127 В берут 10 м нихромовой проволоки диаметром 0,63 мм, складывают ее вдвое и наматывают на изолятор в две параллельные проволоки.

Выводные концы от электродвигателя и нагревательного элемента закрепляют гайками на латунных штырях 13, укрепленных в колодке 14 из текстолита или эбонита. Установив изолятор между платами 2 и 3, скрепляют их стойками 19, в концы которых ввинчивают винты М4Х8.

Для плоских металлических деталей можно применить листовую сталь или алюминий, а для точеных деталей прутковую сталь или алюминий.

При хранении шашлычницу накрывают полихлорвиниловым чехлом для предохранения от пыли.

Приведенная конструкция шашлычницы не является единственно возможным вариантом и открывает широкое поле деятельности для самостоятельного творчества как в конструктивном, так и в эстетическом отношении. При изготовлении деталей не требуется высокой точности.

7-9. ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ БЫТОВЫХ ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ

Надежная и долговечная работа электродвигателей бытовых электроприборов зависит от правильного их использования и ухода за ними. При пользовании электроприборами надо точно выполнять все требования, изложенные в прилагаемых к ним инструкциях. Особенно опасно включать электроприбор в сеть, напряжение которой выше номинального напряжения электродвигателя. Во избежание таких ошибок, если вы пользуетесь прибором с переключением при разных напряжениях сетей (например, швейная машина, электропроигрыватель, электрическая бритва), то заранее перед перевозкой его к сети с большим напряжением переключите прибор на это напряжение.

Обычно заводскими инструкциями запрещается разбирать прибор до истечения гарантийного срока службы. На это время электродвигатель не нуждается ни в смазке подшипников, ни в смене щеток. Но по истечении гарантийного срока службы необходимо периодически npoизводить операции ухода за электродвигателем при осмотрах и разборках.

Основная операция ухода за электродвигателем заключается в смазке подшипников. Здесь необходимо различать подшипники скольжения и подшипники качения (шарикоподшипники). В большинстве электродвигателей бытовых электроприборов применяются подшипники скольжения. Подшипник скольжения может работать только при условии, что трущиеся поверхности вала и втулки подшипника разделены тонкой пленкой масла. Как только эта пленка нарушена, начинается сухое трение между двумя металлическими деталями, вызывающее быстрое ее изнашивание и нагрев. Поэтому необходимо периодически смазывать подшипники.

Периодичность смазки зависит от условий работы и конструкции электродвигателя. Например, подшипники настольного вентилятора при частом пользовании смазывают не реже 1 раза в месяц, электродвигатели проигрывателя или электрофона 1 раз в три месяца, подшипники электродвигателей привода швейных машин смазывают через 2000ч работы, подшипники электродвигателя электробритвы «Харьков» смазывают 1 раз в 1—1,5 года, так как в ней стоят самосмазывающиеся подшипники.

Смазку подшипников скольжения следует производить жидкими маслами: индустриальное 45, веретенное № 3, турбинное, машинное. Смазывание производят несколькими каплями масла, которое с помощью масленки впускают в смазочные отверстия подшипников, а при отсутствии их — в щель между валом и втулкой подшипника. Но нельзя допускать, чтобы масло попадало, внутрь электродвигателя, так как при вращении ротора оно будет разбрызгиваться и попадать на коллектор и обмотку. Масло разъедает изоляцию обмоток и ухудшает контакт между щетками и коллектором.

У электродвигателей с шарикоподшипниками периодичность смазки еще более редкая, практически до 3—5 лет. В последнее время в электродвигателях стали применять шарикоподшипники с защитными шайбами, у которых смазка заложена в подшипник на весь срок его службы до полного износа. Шарикоподшипники смазывают консистентными смазками, которые не разжижаются при нагревании электродвигателя. Хорошие результаты дает смазка шарикоподшипников консистентной смазкой «консталин», которая применяется для смазки автомобилей и продается на бензоколонках. Перед заменой смазки необходимо промыть подшипник в чистом бензине и просушить. Нельзя переполнять камеру подшипника смазкой, так как это вызовет нагрев подшипника при вращении. Смазка должна заполнять примерно половину объема камеры подшипника. Необходимо помнить, что пыль и грязь являются злейшими врагами шарикоподшипников, поэтому нельзя допускать загрязнения подшипников.

В коллекторных машинах необходимо менять щетки по мере их износа. Нельзя допускать, чтобы щетка срабатывалась до тех пор, пока электродвигатель не перестанет работать. При этом гибкие канатики, запрессованные в тело щетки, начинают чертить по коллектору и портят его поверхность. При сильном износе щеток давление, с которым они прижимаются к поверхности коллектора, ослабевает, ухудшается контакт между щетками и коллектором, что вызывает повышенное искрение и обгорание коллекторных пластин. Обычно в инструкциях по эксплуатации электродвигателей бытовых электроприборов оговорена минимальная высота щеток. Когда щетка изношена до этого предела, ее надо сменить.

Уход за коллектором заключается в наблюдении за его поверхностью. Если на коллекторе обнаружены выгоревшие места, их надо зачистить мелкой стеклянной бумагой. Глубокие прогары удаляют протачиванием поверхности коллектора на токарном станке. После проточки поверхность коллектора необходимо отполировать кусочком пемзы при быстром вращении. Нельзя допускать, чтобы чешуйки слюды из миканитовых Прокладок между пластинами выступали на поверхности коллектора. Их надо вырезать острым ножом или выскабливать кусочком ножовочного полотна, сточив его на точиле до толщины, равной толщине миканитовой прокладки между пластинами. Темные полосы на поверхности коллектора удаляют чистой тряпочкой, смоченной в бензине.

В процессе эксплуатации электродвигателей бытовых приборов приходится удалять мелкие неисправности, которые надо уметь обнаруживать. Если электродвигатель не работает, То не спешите его разбирать. Первое, что надо сделать, это проверить — имеется ли напряжение на его зажимах. Часто электродвигатель не работает из-за отсутствия напряжения в сети или вследствие повреждения токоподводящего шнура. Во избежание поражения электрическим током никогда не проверяйте наличие напряжения прикосновением пальцев к токонесущим деталям сети или электродвигателя. Пользуйтесь для этого контрольной лампой. Для проверки исправности контрольной лампы включите вилку в штепсельную розетку и замкните щупы на концах проводов контрольной лампы. При этом лампа должна загореться. При исследованиях электродвигателей лампа будет гореть, если электрическая цепь не разорвана. Если лампа не горит, то в цепи обрыв.

Если токоподводящий провод электроприбора в порядке, то снимают электродвигатель с прибора для определения неисправности. Сначала осматривают электродвигатель снаружи, при этом стирают с него пыль и проверяют состояние и наличие крепежных деталей, состояние выводных концов и надежность контактов между выводными концами и зажимами. Затем с помощью контрольной лампы проверяют отсутствие замыкания обмоток на корпус. Для этого один контакт контрольной лампы присоединяют к концу вала электродвигателя, а другим попеременно касаются всех зажимов электродвигателя. Если лампа загорится, значит, необходимо электродвигатель отремонтировать.

После этого проверяют обмотки на отсутствие обрывов. Для этого присоединяют контакты контрольной лампы к началу и концу каждой обмотки. Если контрольная лампа загорается, значит, обрывов нет. При обнаружении неисправности электрической части электродвигатель надо разобрать. После разборки осматривают детали электродвигателя, обращая особое внимание на подшипники, коллектор и щеткодержатели. Неисправные обмотки следует перемотать.

Н.В. Виноградов, Ю.Н. Виноградов

Как самому рассчитать и сделать электродвигатель

Москва 1974

Содержание

Новости

rss